
Сюжет – своеобразная лента жизни сразу трех поколений нью-йорских представителей Народа Книги, интересных тем, что выглядят явным исключением на фоне остальных: они – леваки, коммунисты, оккупайисты… Причем, принципиальные, неистовые, несчастные и симпатичные в своей заповедной обреченности (привет чайке Ливингстона!). Чтобы роман не был похож на толстовщину (последовательное изложение событий), историю бабушки – дочери - сына перемешали по времени и пространству книги…
Итак, что вынес любопытного:
- Умные рефлексирующие евреи Нью-Йорка массово больны темой левизны и коммунизма как вполне конкретного противопоставления капитализму (и тут ничего смешного, все серьезно - на уровне рефлексов, привычек, традиций и речей). Думаю, это от желания порвать с привычным своим образом в глазах окружающих. И с привычным кругом занятий своих сородичей в Большом Яблоке…

- Как следствие, они верили в СССР как прообраз своей мечты вплоть до… - ПО КНИГЕ - договора СССР с Германией 1939 года (первый удар по идеалам и смерть «Народного фронта» США, опоры Компартии). Второй смертельный удар по массовому коммидвижению в Штатах нанес… доклад Хрущева о культе Сталина (был напечатан в «Нью-Йорк Таймс») – коммунисты США перестали существовать как явление, превратившись в политэкзотику интеллектуальной резервации.

- Сами Штаты рождают авантюристов, идеалистов и протестантов как грибная поляна сморчки после дождя. Это саморазвивающийся процесс, построенный на рефлексирующей способности большинства нормальных людей видеть узаконенную несправедливость большого капитала, равнодушного к мольбам задавленных букашек. То есть были коммунисты, пришли хиппи, пацифисты, затем – оккупайисты. Это как фонтанчики возле Центра Помпиду – никогда не остановится перетекание воды из одной ёмкости в другую.

- Нью-Йорк и вправду - город контрастов. И это не только подсказка от управдома Варвары Семеновны Плющ, но и ёмкий символ бесконечности самой жизни.

- Жалко все-таки американских коммунистов. Они умны, образованы и щепетильны – если не в личной жизни, то в вопросах выбора. Только за одно это им можно простить полную никчёмность в условиях схемы «товар-деньги-товар».
Евгений Левик
#книга #usa404 #садыдиссидентов #ДжонатанЛитэм
